Полная версия отчета (с картами, схемами, фотографиями и GPS-данными находится по адресу http://slazav.mccme.ru/kbbu05.htm

Московский городской центральный туристский клуб
Клуб водного туризма МГУ

Отчет

о водном туристском походе 5 (пятой) к.с. по Западному Саяну
(рр. Кок-Хем, Бий-Хем, Баш-Хем, Улуг-О),
совершенном с 16 июля по 7 августа 2005г.

Маршрутная книжка: N 1/4 - 507
Руководитель группы: Шварц Д.А.
115193, Москва, Сайкина, 15/7-74,
тел. (095)679-54-89(д).
e-mail: shvarts@mccme.ru

Москва, 2005г.

Оглавление

Паспорт похода

  Сроки проведения: 16 июля - 7 августа 2005г.

  Район: Саяны.

  Нитка маршрута: г. Москва - г. Слюдянка (поезд) - под пер. Чойган (а/м) - р. Кок-Хем у пор. Катаклизм - сплав по р. Кок-Хем и Бий-Хем до водопада - р. Биче-Баш (пешком) - сплав по рр. Биче-Баш, Баш-Хем и Бий-Хем до ур. Мююн - верховья р. Улуг-О (а/м) - сплав по рр. Улуг-О и Бий-Хем - г. Кызыл - - г. Абакан (а/м) - г. Красноярск (поезд) - г. Москва (поезд).

  Протяженность: пешей части - **км, радиальных выходов **км, сплава - ***км, всего - ***км.

  Продолжительность: общая - 29 дней, активной части - 22 дня.

  Типы судов: 4-х местный катамаран, 2-х местный катамаран - 2 штуки.

  Количество человек: 9.

  Уровень воды: очень высокий на Кок-Хеме и верховьях Бий-Хема, высокий на Биче-Баше и Баш-Хеме, низкий на Улуг-О.

Сведения об участниках

Шварц Дмитрий Александрович.
Год рождения (ГР):1977
Место работы, должность (МР): ГУ-ВШЭ, преподаватель.
Домашний адрес и телефон (ДА): Москва, Сайкина 15/7-74, 2795489.
Туристский опыт (ТО): Ак-Алаха - Кара-Алаха - Аргут (6у), Башкаус - Большая Сумульта (5р), Кумир - Коргон - Урсул (4р), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4р).
Обязанности в группе (ОГ): Руководитель, капитан К-2к.

Шварц Анна Юрьевна.
ГР: 1983
ТО:Ак-Алаха - Кара-Алаха - Аргут (6у), Башкаус - Большая Сумульта (5у), Кумир - Коргон - Урсул (4у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у).
ОГ: фотограф, экипаж К-2к.

Кукин Алексей Олегович.
ГР: 1975
ТО: Башкаус - Большая Сумульта (5у), Калар - Витим (4у), Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у).
ОГ: Медик, видеооператор, капитан К-4.

Шрамов Павел Александрович.
ГР: 1983
ТО: Бамбукой - Бамбуйка - Тулдунь (4у), Умба (3р), Писта (3р).
ОГ: экипаж К-4.

Филясова Елена Ивановна
ГР: 1980
ТО: Лоймола - Уукса (3у), Кумир - Коргон - Урсул (4у).
ОГ: завхоз, экипаж К-4.

Кулаков Кирилл Викторович.
ГР: 1983
ТО: Калар - Витим (4у).
ОГ: экипаж К-4.

Варич Ирина Николаевна.
ГР: 1977
ТО: Писта (3у), Тунгуда (3у), Усьва, (2у).
ОГ: фотограф, экипаж К-4.

Сорокин Константин Сергеевич
ГР: 1984
ТО: Лоймола - Уукса (3у), Кереть (3у), Кумир - Коргон - Урсул (4у).
ОГ: реммастер, фотограф, капитан К-2с.

Цаун Ольга Сергеевна
ГР: 1983
ТО: Лоймола - Уукса (3у), Кавказская Белая (3 с эл. 5у), Кумир - Коргон - Урсул (4у).
ОГ: экипаж К-2с.

Сведения о судах.

Катамаран-четверка (К-4) Объем 2.5м^3, длина 5м, форма - веретено. Самодельный, дно - ТЗ, дека - авизент, баллоны - чернуха с мембраной.

Катамаран-двойка красная (К-2к) Объем 1.1м^3, длина 3.8м, форма - верблюд. Самодельный, дно - ТЕЗа, дека - авизент, баллоны - чернуха.

Катамаран-двойка синяя (К-2с) Объем 1.3м^3, длина 4.1м, форма - верблюд. Производство БелРафт, чехлы - ТЕЗа, баллоны - каррингтон.

Рамы у всех судов деревянные, шириной 2.2м на Кок-Хеме и Бий-Хеме и 2м на Биче-Баше, Баш-Хеме и Улуг-О.

График движения

ДатаДни
пути
Участки маршрутаКмспособы
передвижения
12-16.07 г.Москва - г. Слюдянка 5050поезд
16.07  – под пер. Чойган-Дабан 5**а/м
17.071– Источники Чойган ?? пешком
18.072 – под пер. Кок-Хем-Дабан ?? пешком
19.073 – р. Кок-Хем у пор. 7 ?? пешком
20.074 – за пор. Катаклизм, стапель ?? пешком
21.07 5стапель, – середина оз. Кара-Балык ??сплав
22.07 6– перед пор. Сорприз ??сплав
23.07 7– пор. Элен ??сплав
24.07 8– водопад ??сплав
25-27.07 9-11полудневка, – р. Биче-Баш перед началом порогов, стапель ??пешком
28.07 12– середина "Тишей" ??сплав
29.07 13– пор. Понедельник ??сплав
30.07 14– ур. Мююн ??сплав
31.07 15– верховья р. Улуг-О
– р. Улуг-О в 2км выше устья р. Сыынак
??
??
а/м
сплав
01-02.08 16-17– пор. Чертова Дюжина ??сплав
03.08 18– пор. Рижский-2 ??сплав
04.08 19– пор. 102 ??сплав
05.08 20Радиальный выход под пик Демирсал. ??пешком
06.08 21– р. Бий-Хем, 33км от Кызыла 94сплав
07.08 21– г. Кызыл 33сплав
07-11.08 г. Кызыл - г. Абакан - г. Красноярск - г. Москва 380+??+??а/м, поезда

Транспорт и техническое описание

Подъезды

Основная часть группы выехала из Москвы 12.07 на поезде 222 Москва - Улан-Уде отправлением 20:08. Приехали в Слюдянку 16.07 6.00 утра по местному времени (+5 часов от Москвы). У вагона встретили как приехавших из Иркутска Д. Шварца и К. Сорокина, так и Алексея Сыренова, у которого заказали из Москвы транспорот до конца дороги под пер. Чойган. Выехали в 6.30 после короткого купания в Байкале.

На УАЗе мы доехали до Орлика (остановившись на полчаса позавтракать в Кырене), где пообедали (14.00-15.00) и выехали на ГАЗе-66 к Чойгану.

Дорога до пос. Монды - асфальт, от Монд до Орлика - хорошая грунтовка, от Орлика грунтовка постепенно ухудшающегося качества. Дальше качество дороги становится все хуже и хуже, особенно после поворота в долину Сенцы. Тут уже необходим именно ГАЗ-66 или Урал. Дорога идет по орографически левому берегу Сенцы, трясет сильно, машино часто наклоняется, словом, переезд довольно экстремальный. Бродов через притоки Сенцы довольно много, но все простые. Встречаются загородки для скота, перед которыми приходится останавливаться, снимать жерди и затем ставить их на место. Последние пару часов на всякий случай ориентировались по километровке.

К 21.00 были на месте. В конце дороги большая поляна, на которой уже стояло несколько групп как туристов так и бурят. От поляны начинается тропа на перевал Чойган-Дабан. Мы предпочли отойти несколько сот метров вперед по тропе до следующей стоянки.

В пути не скучно - виды меняются быстро. Особенно впечатлила гора Мунку-Сардык.

О деньгах. Плацкартный билет до Иркутска стоил 2091р, Автомобильная заброска 18000р (по 2000 с человека). Это дорого, но мы платили деньги за возможность договориться из Москвы и почти гарантированный заезд под перевал за один день. Полагаем, что поставив цель съэкономить деньги, группа может потратить 1000-1500р с человека, но при этом заброска растянется на 1.5-3 дня.

---------

За ночь вода немного спала и выходной вал утратил свой пугающий ореол. Сначала прошел тандем К-4 и К-2к со страховкой с берега, затем К-2с со страховкой с воды. Все суда в середине порога уходили с основной струи вправо и справа же обходили выходной вал.

Бий-Хем от пор. Элен до водопада.

Длина участка ??км, ходовое время 5:00. Выделяющихся препятствий нет. КС 2.

За порогом Бий-Хем быстро успокаивается. До водопада препятствия реки - перекаты и разбои с заломами. Наиболее интересные встретились на 4-м часу сплава. Выбор пути не прост и ответственнен - некоторые протоки наглухо перегорожены плавником. Необходимо соблюдать осторожность и быть готовым к экстренной чалке и (при ошибке с протокой) короткому обносу завала. Благодаря высокой воде мы прошли участок без проблем и очень быстро. Обедали примерно за час до водопада.

Сам водопад пропустить невозможно - глухой шум слышен за километр, а картинка "река исчезает между скалами" видна метров за 500. Традиционно перед водопадам туристы чалятся на ЛБ, где проделана широкая тропа обноса. Но нам нужно на ПБ. Чалка в 10м от водопада, наверху на скале неплохая стоянка, разве что суда неудобно вытаскивать из воды и места для палаток раскиданы по берегу.

Следов от костра не обнаружили. Видимо, с 80-х годов от водопада на Баш-Хем никто не ходил. Вечером разобрали и высушили суда. Облазали скалы вокруг водопада. Очень красиво. Но по нашей воде идеи о прохождении в голову не приходят. То ли международная 6, то ли непроход.

С утра сделали полудневку и начали пеший переход на Баш-Хем после обеда.

-----------

Порог Домашний оказался в 50м ниже стоянки. Ориентир - надводные камни, напоминающие дома у правого и левого берега. Экипаж К-2к осмотрел порог по ЛБ. В воротах между камнями несложный слив, дальше обычная шивера. КС 3+, осмотр в нашу воду необязателен. Дождавшись остальные катамараны, прошли походным порядком. За Домашним продолжается шивера 3-3+КС, постепенно ослабевающая до 2. Проходы видны с воды. Порога Крокодил Гена не заметили. Ближе к устью Баш-Хема начинаются разбои. Всего от стоянки до впадения в Бий-Хем около 40 минут сплава.

Бий-Хем от устья Баш-Хема до устья р. Мююн.

Длина участка 7?км, чистое ходовое время 7:30. Препятствий нет, КС 1+.

После впадения сразу же зачалились к сухостойному лесу на ЛБ Бий-хема с целью сделать "галеру" - связать катамараны вдоль и поставить на корму последнего рулевое весло. Такое судно идет значительно быстрее, чем катамараны (до 8км в час на спокойной воде) и требует значительно меньше усилий при гребле. В результате час, потраченный на вязку оправдался и 70км от устья Баш-Хема до устья Мююн мы прошли на 3-4 часа быстрее, чем описывается в других отчетах.

Бий-Хем на всем участке течет мощно и ровно. Препятствий нет, ориентирование несложно, немного сбивают острова, не всегда хорошо нанесенные на карту. Железные ориентиры - устье Харала (км) и Оо-Хема (км). Мы обедали, не дойдя до Оо-Хема 4км. За 15км до Мююн Бий-Хем подходит к массиву гор Улуг-даг и вершины 1263. Здесь много проток, которые сложно отследить по карте, но можно ориентироваться по азимутам на вершины. Перед устьем Мююн горы отходят от реки. Речка впадает слева на резком (и глобальном) повороте Бий-Хема на север, за устьем красноватая скала ЛБ. До этого скал на ЛБ не было несколько десятков километров. Устье Мююн напоминает заводь, но распознается по болотному цвету воды. Течение в реке отсутствует и можно подняться вверх на веслах даже не развязывая галеру. Через 400м подъема русло Мююн поворачивает налево (по ходу), а прямо уходит глухая заводь. Использовав рекомендацию [KLIM], мы проплыли еще 400м по заводи до поворота налево. Здесь на ПБ хорошая обжитая стоянка. От нее уходит вверх по склону накатанная дорога. Невдалеке слышен шум моторов.

Переезд с Улуг-О на Бий-Хем

01.08. Утром разведывали обстановку. Выяснилось следующее.

Мы находимся на бывшем месте стояник автомашин, но теперь подъезды к нему непроходимы для колесной техники.

Дорога от стоянки, в нескольких местах разбиваясь на 2 колеи, уходит на С и через 1-1.5км подходит к строящейся трассе Бояровка - Тоора-Хем. Это дорога очень приличного качества, причем в прошлом году построили еще 20км и причал теперь находится на полпути от Мююн к Тоора-Хему, а на следующий год рассчитывают достроить ее до Тоора-Хема.

Старица, в которой мы остановились, через несколько сот метров заканчивается тупиком. Река Мююн остается спокойной на протяжении еще 2-3км вверх. Петляят в болоте. Никаких свежих следов по берегам мы не нашли.

У слияния дорог лагерь старателей, которые собственно и строят дорогу, а заодно и дорогу на свой прииск. Наши разведчики были накормлены, а нас предложили довезти до перевала на Улуг-О, поскольку с утра шла машина в магазин, поворот на который расположен на перевале. Деньги с нас взять отказались.

Быстро свернув лагерь, мы дотащили неразобранные суда до дороги, недобрым словом помянув рамы из сырой лиственницы. Машина - Урал с открытым верхом. К нашей радости в кузов влезли все суда, рюкзаки и люди. Параллельно удалось уговорить водителя довезти нас до моста через Улуг-О. Плата в виде литра спирта была чистой формальностью - водитель упомянул, что копит деньги на квартиру в Москве. Выехали в около 10 утра.

Дорога вопреки ожиданиям очень хорошая, в кузове почти не трясло. Сначала идет почти прямо, проходя мимо оз. Мююн. Сюда, по слухам, можно подняться на веслах вверх от Бий-Хем. Затем дорога пологим серпантином поднимается на пер. ***-Даштыг-Арт и спускается с него в долину Улуг-О. Уже в долине два мостика, один через приток Улуг-О, другой через саму реку.

У моста несколько кострищ, лежат выкорчеванные огромные лиственницы, есть и немного других дров. Здесь мы собрались и пообедали.

С переброской нам очень повезло. На следующий год старателей в этом месте уже не будет, поэтому последователям можем рекомендовать либо искать машину в Тоора-Хеме (или у причала, если он будет выше поселка) или выходить на трассу и ловить попутную машину. По словам старателей, их мало. 6.08. Последние километры Улуг-О несложны - шиверы, перекаты, простые прижимы. КС 2+. От стоянки до Бий-Хема 30 минут сплава.

Бий-Хем от устья Улуг-О до г. Кызыл.

Длина участка 123км, чистое ходовое время 10:30. Препятствий нет, КС 1+.

При впадении Улуг-О в Бий-Хем хорошая, хотя и часто посещаемая стоянка на ЛБ Улуг-О. Здесь мы остановились на 40 минут, половили рыбу (безрезультатно), связали галеру. Впервые за поход удалось найти довольно много грибов - несколько десятков подосиновиков и 3 белых. Видимо, в отличие от долины Улуг-О здесь дожди все-таки шли.

Бий-Хем ниже впадения Улуг-О - широкая мощная река. В начале встречаются перекаты с пологими валами до 0.8м. Галеру длиной 12м на них качает довольно сильно. Наше судно стабильно поддерживало скорость 10-12км в час, поэтому скорость течения можно оценить как 5-7км в час. Ориентирование на реке тривиально, надо только иногда поглядывать на карту. Через каждые 5км должны встречаться отметки с расстоянием до Кызыла. Сначала это километровые столбы, а ниже 65км цифры написаны краской на скалах. Некоторые отметки мы обнаружить не смогли.

Людей на реке много. Рыбаки стоят в устье практически каждого крупного притока, часты моторные лодки.

По официальному километражу устье Улуг-О - 123км. За 3 часа доплыли до устья Ожу (87км), где и пообедали. На ПБ притока хорошая стоянка, вверх по Ожу уходит натоптанная тропа. Руководитель осмотрел последний километр Ожу. Воды мало, на реке мелковатая, но очень крутопадающая шивера с локальными сливами до 1м. КС 4-. Больший интерес вызвали растущие вдоль тропы белые и подосиновики. Белых можно собрать, сколько нужно, подосиновиков нарвать, сколько нужно. Что и было сделано.

После обеда за 4.5 часа дошли до первого большого острова после впадения р. Малый Шивилиг (33км). Стоянка хорошая, в тополином лесу, но много песка. По-видимому в паводок остров заливается Бий-Хемом, но на такой большой и спокойной реке в хорошую погоду подъема воды на 2.5м за ночь можно не опасаться.

7.08. С утра за 3 часа прошли оставшиеся 33км. Берега более населены, встречаются поселки, хотя единственный из обозначенных на карте с реки не виден. На 15км паромная переправа. Дорога и с той и сдругой стороны от парома - асфальт, движение оживленное. При необходимости отсюда, или даже от Кара-Хаака легко можно уехать в Кызыл.

Тем не менее, как и выше по реке, часто встречаются хорошие стоянки. Последние перед Кызылом - на островах в 2км от слияния Бий-Хема и Каа-Хема.

Перед слиянием лучше прижаться к ЛБ и активно перегребать Каа-Хем, иначе его быстрая струя унесет суда к пристани и городским кварталам. Мы зачалились в 300м выше пристани, в "дикой" части городского парка. На берегу отличное место для разборки судов, есть кострища и дрова. Здесь мы закончили сплав.

Радиальный выход к пику Демирсал

5 августа. Длина радиалки 8км, набор высоты ~1200м, чистое ходовое время 7:10.

В выходе участвовали И. Варич, Е. Филясова, А. Шварц, Д. Шварц и П. Шрамов.

От стоянки поднимаемся на хребет, немного смещаясь влево с целью выйти к ручью и не набрать высоту. Подъем крутой (до 45 градусов), по довольно чистому лесу. Иногда приходится пролезать через кусты. Набрав 150-200м выходим на чистый и пологий хребтик - водораздел бассейнов ручья и Улуг-О.

Пытаясь траверсом выйти к ручью, обнаружилм, что спуск невозможен из-за вертикальных стенок, а склон долины выше них покрыт густыми лиственными зарослями. С трудом продираемся, стараясь не набирать высоту.

Вскоре находим спускающуюся к ручью кабанью тропу, пересекаем ручей и некоторое время идем вверх по его правому притоку. Когда пологий участок заканчивается, пересекаем приток по поваленному дереву и взбираемся на хребтик слева от притока. Там неожиданно находится отличная тропа. Сам хребтик очень узкий, часто перегорожен скальными выходами, но тропа грамотно их обходит. Идти очень легко. На тропе старые силки (видимо, на соболя). На хребте несколько смотровых площадок. Видны Бий-Хем, пик Демирсал и горы на другом берегу Улуг-О, включая вершину 2739.

Кажется, что тропа выведет нас на основной хребет, но, увы, она упирается в скалу и заканчивается. Скалу мы обошли справа, но дальше началось довольно сложное лазание по скалам (на уровне 1Б-2А). Поднявшись еще на 50м, мы обнаружили, что оставшиеся 400-500м до вершины будут как минимум не проще, а скорее всего сложнее. Подняться на вершину с этой стороны и спуститься вниз за оставшиеся полдня было нереально, не говоря уже об опасности дождя и отсутствии горного снаряжения. На попытку зайти с другой стороны не было ни желания ни, в общем, времени. Поэтому мы с удовольствием пообедали на вершине скалы, собрали несколько шишек с оказавшихся в зоне достигаемости вершин кедров и начали спуск. Весь подъем занял 4:30.

Кедровый лес на этом берегу Улуг-О доходит почти до вершин пиков, то есть до высоты 2400. Забавно читать обзоры по районам, в которых написано, что граница леса проходит на высоте 1100м.

Спускаемся на хребтик и долго спускаемся по нему по тропе, пока ее не теряем. Оттуда спускаемся вниз к ручью по градиенту. Вдоль ручья идет тропа, которая, иногда теряясь, приводит нас к Улуг-О. Вдоль реки ведет рыбацкая тропа, но в этом месте она идет по галечнику у реки и не видна. Если не искать приключений, нужно следить, когда тропа уходит в лес, поскольку нас от лагеря отделяет высокий бом. Мы приключения любим, поэтому о прохождении бома задумались, только подойдя к нему. В итоге девушки прошли вдоль бома по воде, а парни предпочли не мочить ноги и облезли скалу по верху. Заметим, что первый путь опасен при высокой воде, а второй - в дождь. В лагере были к "позднему обеду", так что получилась не только радиалка, но и полудневка.

Отъезды

Путь в "цивильную" часть городского парка перегораживает протока. Чтобы ее обойти не замочив ног, необходимо пройти 100-150м вверх по Каа-Хему и найти тропу, ныряющую в заросли. Через 50м тропа пересекает протоку (здесь это малюсенький ручей) и, поднявшись на крутой, но невысокий склон, мы оказались на асфальтовой дорожке парка. По ней 300-400м на З до выхода из парка, откуда налево (Ю) уходит дорога в центр города. На повороте красивое здание в буддистском стиле, видимо, храм.

До автовокзала меньше километра, но мы до него так и не дошли. Поймавший нас по дороге водитель ГАЗели предложил довезти до Абакана за 4500р. После переговоров цена упала до 4000 и мы согласились, поскольку два года назад стандартная цена на автовокзале была 400р с человека, а билет на автобус с багажом стоил более 300р. Кроме того, автобус идет порядка 10 часов, а маршрутка 5-6. После небольшой задержки, связанной с переодеванием, выехали в 13.30.

В Кызыле заехали к стелле "Центр Азии". Дорога Кызыл - Абакан очень хорошего качества, исключая частые объезды ремонтируемых участков (по большей части мостов). Много придорожных магазинов и кафе, еда (по крайней мере на послепоходный взгляд) вкусная и дешевая.

Сама же трасса производит жутковатое впечатление. Много памятников и следов аварий, в одном месте в огораживающем обрыв бордюре на расстоянии километра 3 дыры. Перевал, где погиб А. Лебедь проезжали в тумане с видимостью 30м и судя по поведению водителя, это вполне типичное явление. На одном из ремонтируемых участков видели застрявший в валу автобус. Его водитель, похоже, не увидел объезд.

Но все закончилось благополучно и в 19.30 мы прибыли в на ж/д вокзал Абакана. Поезд Абакан - Москва уже ушел (да и ожидать, что на него будут билеты малореально) и у нас осталось два варианта - уезжать в Красноярск или Новокузнецк. Вариант с Новокузнецком отпал, поскольку оттуда в Москву ходит только один поезд, иногда фирменный, иногда обычный. Нам светил фирменный, плацкартный билет на который стоил 2510р.

Поэтому мы в авральном порядке купили билеты на поезд Абакан - Красноярск, отправлением 16.02 (здесь и далее время московское). Плацкартный билет стоил 391р. Прибыли в Красноярск в 2.31 (6.31 по местному).

Вообще говоря, выезжать через Новокузнецк немного быстрее, чем через Красноярск и, если попадется нефирменный поезд, немного дешевле.

Другой вариант выброски - заказывать в Кызыле или Абакане машину до Красноярска. Расстояние по дороге немного больше 400км, ожидаемая стоимость ГАЗели 3500-4500р.

8.08. Сразу же удалось купить плацкартные билеты (1786р) на поезд 339 Чита - Москва отправлением в 8.47. В Москву прибыли 11 августа в 4.13.

Впечатления, рекомендации

Для радиальных выходов на вершины хребтов на Улуг-О нужна более тчательная подготовка - как минимум километровые карты и, если она есть, информация от горников.

В низкую воду основную опасность на Улуг-О представлял участок от Демирсала-3 до Рижского-2. Остальные пороги каньона были разделены достаточными для страховки участками быстротока. В большую воду ситуация кардинально изменится.

Для наиболее полного прохождения притоков Бий-Хема наиболее удобны пластиковые каяки. С их использованием становится реальным маршрут типа Вертолетная заброска - Кок-Хем с верховьев - Бий-Хем с заходом на нижние участки Айлыга и Баш-Хема - переезд на Улуг-О - Улуг-о - Бий-Хем с заходом на нижний каньон Ожу. Все три пеших перехода - 10-20км по тропам. Катамараны на таком маршруте столкнутся с отсутсвием леса и непроходами на Кок-Хеме, водопадами на Айлыге, да и 4-5 стапелей за поход многовато.

В [KLIM] описывается альтернативный вариант перехода на Баш-Хем, - от устья Кадыр-Хема в верховья Биче-Баша. Нам этот путь не кажется хуже традиционного по всем показателям: он не короче и не легче, остается в стороне водопад на Бий-Хеме, а два часа сплава по Бий-Хему заменяются полуднем проводки по верховьям Биче-Баша. Впрочем, это дело вкуса.